Марина Бурмистрова: «У меня с детства была «сладкая жизнь»
Самая высокая центровая в истории женской сборной России по баскетболу тренирует детей в родной Твери и выглядит по-настоящему счастливой.
Накануне Международного женского дня на вопросы пресс-службы БК «Тверь» ответила самая титулованная баскетболистка Верхневолжья Марина Бурмистрова – мастер спорта международного класса, чемпионка Европы, пятикратная чемпионка России, обладательница Кубка Ронкетти и чемпионка Болгарии.
– Марина, вы однозначно уникальная женщина. Читая перечень ваших достижений, наград и регалий, не перестаешь удивляться, что все это об одной только женщине. Расскажите, пожалуйста, с чего все началось. Откуда ведет дорога к звездам?
– Вы знаете, у меня с самого детства особенно не было выбора. Я росла заметно высокой девочкой, еще с детского сада. Всегда выделялась, была на голову выше всех. На всех фотографиях я видна. Посмотришь: ряд стоит – Маринка, потом все остальные.
Конечно, в начальной школе меня сразу заметил учитель физкультуры и пригласил тренера, который занимался в детско-юношеской спортивной школе. Приехала Галина Викторовна Анисимова и пригласила меня на тренировки. Поначалу было очень тяжело. Дело в том, что моя школа, в которой я училась, была совсем рядом с домом. Я выходила, переходила через дорогу и уже в школе. Родители работали, я с первого класса сама в школу. Без проблем. Все рядом. А на тренировки надо было ездить к вагонзаводу. Я была слишком мала, чтобы самостоятельно это делать, родители заняты на работе. Но Галина Викторовна настолько упорная была, что поначалу приезжала за мной, забирала на тренировку и потом привозила домой. Со временем мне дали провожатых старшеклассниц, затем, потихоньку, начала ездить сама, когда привыкла.
– Вы же были выше ребят своего возраста, как вы с ними тренировались?
– Почему-то так случилось в жизни, что я никогда не занималась со своим возрастом. Я 1974 года рождения начинала тренироваться с девочками 1973 года рождения. Потом меня сразу взяли в команду девочек 1969 года рождения. Вскоре я и вовсе играла в одной женской команде со своим тренером Галиной Викторовной. Тогда в 1980 годы Александр Григорьевич Калашников руководил женским баскетбольным клубом «Труд», который выступал в классе «А» всесоюзного первенства. Это была уже команда мастеров, в которой играли взрослые баскетболистки в возрасте от 23 до 27 лет. Вот и я с ними бегала. Поначалу было тяжеловато, непривычно, но интересно. Потом стали подключать к играм, выезжали на соревнования. Когда повзрослела, стали приглашать в сборную России. Тоже не по своему возрасту. Первый вызов был по19 72 году рождения, то есть два годы разницы. У нас была тренер Людмила Александровна Козловская, и первые сборы проводились спортивной базе Волгограда.
– Получается, с юных лет за вас активно взялась тренер, которая увидела большой потенциал в зеленой девчонке. А собственные ощущения и мысли? Не было такого, что не хотелось заниматься? Например, зачем ехать на тренировку, если погулять можно? Были такие терзания?
– Я не помню за тобой такого, чтобы не хотела идти. Может быть, я обязательная была и ответственная, никогда не опаздывала в школу и на тренировки. Наверное, это тоже сыграло роль. У меня даже мысли не возникало, чтобы не пойти на тренировку.
Приходить, получать удовольствие, играть, и тебе еще деньги за это платят? Это для меня было открытие.
– Вы сразу для себя решили, что станете профессиональной спортсменкой?
– О, нет! Ни о чем таком я даже не думала. Ходила, тренировалась. Мне было интересно. Ни о каком профессиональном спорте долго не задумывалась. Я даже не понимала, что это такое. Помню, я очень удивилась, когда узнала, что команда мастеров приходит на тренировки и еще деньги за это получает. Представляете? Приходить, получать удовольствие, играть, и тебе еще деньги за это платят? Это для меня было открытие. Потом, когда меня и еще пятерых девчонок забрали в «Уралмаш» Свердловский и подписали с нами договор, я начала получать зарплату. На тот момент мне было 13 лет. Я получала 120 рублей, это были хорошие деньги. У мамы была зарплата где-то 150 рублей.
– С 13 лет вы уже кормили семью?
– Кормить может быть и не кормила, но себя обеспечивала. Дело в том, что я жила одна, далеко, в Свердловске. Поначалу было тяжело. Постоянные самолеты, переезды, без родителей. Первые три месяца вообще с ума сходила. Мы жили в общаге. Сильно скучала по родному дому, по маме и с папой. Но я была втянута в спортивный процесс, было много соревнований, уже начались вызовы в сборную Советского Союза.
– Помните свою первую серьезную победу?
– Да, конечно. Но это была не совсем победа. Это был мой первый чемпионат Европы среди кадеток до 17 лет. Мне было тогда 15. Мой первый зарубежный выезд – в Румынию. Мы поехали сильнейшим составом, который только можно было придумать. Команда девушек 72 года рождения. Потом практически всем составом перешли в основную сборную. Мы в подгруппе разгромили всех. Про нас говорили: «Россия идет катком по Европе». Вышли в полуфинал, и попали с хозяевами, в Бухаресте. Тут уж тренер перестарался: психологически на нас так надавил, мол, ответственность, честь страны, чтобы мы перегорели и умудрились проиграть румынкам. Потом мы играли только за третье место, и в итоге завоевали бронзу. Хотя должны были брать золотые медали. Легко. Не скрою, было очень обидно. Зато потом на трех первенствах Европы среди юниорок и кадеток я становилась обладательницей золотых медалей, в 1991 году в составе основной сборной завоевали еще и титул чемпионки Европы среди взрослых.
Помню, ехала домой в поезде, а рядом обычные люди, и у меня возникло ощущение, что я не такая как все, что я играю, что у меня что-то получается.
– В какой-то момент не началась звездная болезнь?
– У меня никогда не было ощущения, что я крута, что я лучше всех. Несомненно, было очень приятно. Помню, ехала домой в поезде, а рядом обычные люди, и у меня возникло ощущение, что я не такая как все, что я играю, что у меня что-то получается. Но при этом, никакой звездности я не наблюдала за собой.
– Есть такие высоты в баскетболе, в спортивной карьере, которые не удалось достигнуть?
– Да, конечно. Это Олимпийские игры. Я была в сборной и один раз не попала из-за травмы, второй раз была очень высокая конкуренция. Так эта мечта и осталась несбыточной.
– Чем сейчас занимается прославленная баскетболистка?
– Практически 10 лет после того, как я завершила спортивную карьеру, обо мне никто особенно не вспоминал. И вдруг позвонил директор баскетбольного клуба «Тверь» Максим Дмитриев с просьбой прислать фотографию для обновленного баскетбольного зала. Думала где-нибудь в рамке повесят в уголочке. И все. Но когда мне прислали фотографии нового зала, я была поражена. Огромный плакат на всю стену. Это очень приятно. Что же касается моих занятий сейчас, то работаю детским тренером.
– То есть вы не ушли от баскетбола?
– Да. Занимаюсь с детьми, и мне очень нравится. После окончания спортивной карьеры я работала в спортивной школе «Лидер», была заведующей отделением и по совместительству вела тренировки по баскетболу у мальчиков. В 2014 году вместе с сыном уехал в Питер. Там я тоже тренировала мальчишек в школе олимпийского резерва. Теперь по приглашению Дмитриева работаю в областной СШОР по игровым видам спорта и в школе баскетбола «Тигра». Мне очень нравится. Я очень люблю детей. И мне кажется, я тоже получаю от них симпатии и положительные эмоции. Они с радостью приходят на тренировки. Им нравится. Это главное.
Все, что вкладывает в детей тренер, будет работать, только если ребенку самому нравится заниматься.
– У вас был опыт работы с очень хорошими, профессиональными тренерами с детства. Скажите, что из того, что получили от них, передаете детям, с которыми сейчас занимаетесь?
– Первое – это, конечно, дисциплина. Без дисциплины не может быть никакого спорта. Дисциплина и ответственность – это то, чему нужно сейчас детей учить в первую очередь. Но, все это будет работать, только если есть желание. Все, что вкладывает в детей тренер, будет работать, только если ребенку самому нравится заниматься.
– Расскажите о вашей семье.
– У меня есть сын, ему 15 лет. Мы живем вдвоем. Есть мама, ей сейчас 80 лет. Дай Бог ей здоровья. Все мои корни, все родственники, находятся в Твери. Поэтому, когда мы уезжали в Питер, было тяжеловато. Конечно, есть друзья и там, мы общались, но это другое. Когда мы вернулись в Тверь – это уже совсем другие ощущения. Здесь мы дома. На самом деле я очень домашний человек.
– Это говорит человек, который объездил весь мир?
– Да. Но это правда. Я была в разных странах, уезжала надолго. Но где бы ни была, все время хотела вернуться домой, в Тверь. При любой возможности приезжала к родителям, чтобы больше побыть дома.
– Марина, вы красивая и яркая женщина. Конечно, в первую очередь, на что обращают внимание люди, это ваш рост. Вы привыкли к постоянному вниманию к себе?
– У меня рост 206 см. Люди, конечно, реагируют по-разному. Проблемы с вниманием были раньше, и даже доводили до слез. Но я в основном, общалась в баскетбольных кругах, где все высокие. Но когда выходишь на улицу, то, конечно, контраст большой. Умные люди реагируют спокойно, хотя и с любопытством. Глупые по- разному. Я реагирую по настроению. Могу промолчать, могу резко ответить. Но в основном, не обращаю внимания. Те люди, которые со мной много общаются, уже не замечают разницы.
– Тогда исключительно женский вопрос. Как решаете вопрос с гардеробом?
– Мне повезло. Во время спортивной карьеры и дефицита в нашей стране, я ездила на игры заграницу, и там у меня никогда не было проблем. Всегда находила то, что мне нравилось, и было по размеру. Сейчас и у нас с этим проблем нет. Но у меня со стилем все определено – в основном спортивная одежда. Так что – все хорошо. Но, бывает, что и шью. У меня есть портниха, которая мне помогает.
– Чтобы быть в такой прекрасной физической форме, как вы, надо каждый день часами проводить на тренировках?
– Должна признаться, что безумно люблю сладкое. И не могу себе представить жизнь без сладостей. Моя мама была кондитером, и у меня с детства была «сладкая жизнь». Но мне очень повезло, у меня хороший метаболизм (смеется). Иногда зимой бывает, что наберешь пару килограмм, но это быстро проходит. Перед тренировками могу побросать в кольцо, чтобы быть в форме, и ребятам показывать какие-то элементы, чтобы все было технично, грамотно.
Не могу себе представить жизнь без сладостей. Моя мама была кондитером, и у меня с детства была «сладкая жизнь».
– А зарядки, пробежки по утрам?
– Честно? Всю свою жизнь, когда мы бегали эти проклятые круги на стадионе, думала, что закончу спортивную карьеру, и ни в жизни не выйду на стадион. Не пробегу ни 10 метров! Но все остальное – да. Дома пресс и спину я стараюсь качать. Надо поддерживать, особенно с моим ростом. Насколько я себя помню, всегда любила тренажерки и тяжести. Если рядом есть тренажер, я мимо не пройду.
– Что, кроме баскетбола, радует в жизни?
– Сама жизнь. Я люблю родных. Я люблю ребят, с которыми занимаюсь. Я с большим удовольствием бегу на работу, потому, что знаю, меня ждут там ребята с горящими глазами, рассказывают мне свои истории из жизни, что делали в школе, что получали. Я с удовольствием общаюсь с их родителями. Я люблю город, в котором живу. Тверь – это мой дом, мой любимый город.
Сделать «Tverisport» основным источником новостей в Яндекс
ОБСУЖДЕНИЕ Войти