«Тверь наступает Москве на пятки»: Светлана Новожилова рассказала о шипах и розах карьеры тренера по фигурному катанию

«Тверь наступает Москве на пятки»: Светлана Новожилова рассказала о шипах и розах карьеры тренера по фигурному катанию
Текст: Андрей Крылов
Фото: Архив Светланы Новожиловой и Tverisport.ru

В общей сложности она посвятила тверской школе фигурного катания 30 лет жизни, и по этому показателю является рекордсменом среди всех коллег.

Тверской государственной СШОР по ледовым видам спорта имени олимпийского чемпиона Ю.М. Михайлова – 40 лет. В 1985 году в Калинине при областном совете ДСО «Спартак» была открыта детско-юношеская школа по фигурному катанию и конькобежному спорту. Этому событию предшествовала сдача в строй первого в регионе спорткомплекса с искусственной ледовой ареной – Дворца спорта «Юбилейный».

Как тверская школа вошла в историю мирового фигурного катания, читайте в интервью первого её директора Святослава Бабенко:

«Это был «каменный век»: Святослав Бабенко рассказал о создании тверской школы фигурного катания 

«Тверь наступает Москве на пятки»: Светлана Новожилова рассказала о шипах и розах карьеры тренера по фигурному катанию

Одним из первых тренеров новой спортивной школы стала уроженка Челябинска и выпускница Московского областного государственного института физической культуры (МГАФК) Светлана Новожилова. В целом она отдала тверской школе фигурного катания 30 лет. В настоящее время продолжает свое любимое дело на посту старшего тренера Центра спортивной подготовки «Колибри».

«Поразило и огромное количество желающих заниматься фигурным катанием»

– Светлана Геннадьевна, расскажите, как вы в 1985-м попали в Калинин.

– Приехала в августе сразу после окончания института в Малаховке – по распределению. Перед этим в вуз пришла заявка, что в Калинин нужен тренер по фигурному катанию, и куратор предложил мою кандидатуру.

– То есть тогда никто не спрашивал вашего желания?

– Наоборот, это был мой осознанный выбор, который и определил всю дальнейшую судьбу. Причем – нелегкий выбор. В Малаховке я училась по направлению из своего родного Челябинска. Тогда там должны были построить спорткомплекс с искусственным льдом и требовались тренерские кадры. Во время учебы в вузе успела себя проявить, и после окончания ректор рекомендовал мою кандидатуру на должность секретаря комсомольской организации института. Поэтому даже настоял, чтобы вступила в партию. Но мне очень хотелось заниматься тренерской работой и применить все полученные знания на практике. Это стремление поддержала и мой челябинский наставник Галина Леонидовна Андреева, которая мне очень много дала и как спортсмену и как молодому тренеру, да и по жизни. Тогда она помогла мне получить открепление от Челябинска, сказав руководству: «Вот когда построите ледовый дворец, тогда Света и вернется в родной город, где живут ее родители!». К тому времени, несмотря на все обещания, строительство искусственной ледовой арены, практически не сдвинулось с мертвой точки.

– Помните, свои первые впечатления?

– Я сама занималась фигурным катанием долгое время на естественном льду. Позднее тренировалась на катке «Трактор», где был искусственный лед, но под открытым небом. Поэтому, когда начала работать в Калинине под крышей тогда еще совсем нового дворца спорта «Юбилейный», для меня это было что-то сверхъестественное. Помню, поразило и огромное количество желающих заниматься фигурным катанием. В в августе провела набор детей, и в итоге у меня оказалось шесть групп четырехлетних малышей. В каждой группе –  по 20-30 ребятишек. Причем мы тогда проводили довольно тщательный отбор и брали только действительно физически развитых и способных к фигурному катанию. С одной группой тренировка проходила утром. Со второй – днем. С остальными – в вечернее время, единственно, в разные дни недели. Тогда у меня фактически был один выходной – среда. В субботу и воскресенье занятия шли по шесть часов подряд. Было сложно, но интересно.

«Тверь наступает Москве на пятки»: Светлана Новожилова рассказала о шипах и розах карьеры тренера по фигурному катанию

– Кто-то из этого первого набора добился серьезных результатов в фигурном катании?

– Тогда я отработала в школе только год, и ушла в декрет. Из тех, кого в 1985 году поставила на коньки и кому постаралась передать свою любовь к фигурному катанию, конечно, сразу вспоминаются Юлия Лапушкина (сейчас – Рогова), которая стала мастером спорта и после окончания спортивной карьеры перешла на тренерскую работу, и Алексей Усанов – финалист Кубка СССР.

– Одновременно с вами в новой спортивной школе тренерами по фигурному катанию начали работать Лариса Яковлева, которая переехала в Калинин из родного для вас Челябинска, и москвич Александр Крысанов, можно сказать, легенда отечественного фигурного катания.

– Да, Крысанов был знаменит тем, что первым из советских фигуристов исполнил на официальных соревнованиях тройной аксель. Мне он нравился и как тренер. Специально приходила к нему на занятия, чтобы посмотреть, как он работает со старшими ребятами. Тогда у него в группе катались наш будущий мастер спорта Владимир Мертенс и Татьяна Елисеева, которая позже вышла за Володю замуж. Крысанов очень доходчиво объяснял самые, казалось бы, сложные вещи. Единственно, у него не получалось (может, просто не хотел) работать с малышами. Он уволился в 1990 году, когда я своего сына начала водить на фигурное катание.

– Общались с Ларисой Николаевной, в какой-то мере, вашей землячкой?

– С Яковлевой у нас были разногласия. Я всегда считала и считаю, что фигуристы на льду – соперники, а в жизни они должны оставаться людьми. Лариса Николаевна мне возражала, что, если они за бортиком будут друг к другу хорошо относиться, тогда и на льду не смогут быть соперниками и не добьются результата. В итоге каждый остался при своем мнении. Когда я приезжала на соревнования со своими воспитанниками, мы всегда болели за земляков, и мои ребята старались поддержать друг друга.

«Тверь наступает Москве на пятки»: Светлана Новожилова рассказала о шипах и розах карьеры тренера по фигурному катанию

«Мама Заруцкого меня специально нашла, чтобы передать благодарность от нового тренера за хорошую базовую подготовку»

– Вместе с сыном после декрета и вы вернулись на работу в спортивную школу?

– Не сразу. Чтобы устроить сына в детский сад, мне пришлось пойти туда работать воспитателем. В фигурное катание меня в 1993 году вернула Любовь Федоровна Бабенко, которая тогда сменила супруга на посту директора спортивной школы. Сначала она предложила мне вести в детском саду для воспитанников занятия по ОФП, а по выходным приводить их на лед. Так потихоньку меня и переманили, вскоре вошла в тренерский штат.

«Тверь наступает Москве на пятки»: Светлана Новожилова рассказала о шипах и розах карьеры тренера по фигурному катанию

В «лихие 90-е» работать тренером по фигурному катанию в спортивной школе было сложнее, чем в середине «перестроечных 80-х»?

– Я захватила еще то время, когда на соревнованиях юным фигуристам нужно было исполнять обязательные фигуры и интерпретационные программы, в которых требовалось именно через танец (без прыжков) выразить музыку, чтобы судьи поняли, что ты хочешь «сказать» своим прокатом. А потом уже были короткая и произвольную программы. Застала и переход на новую систему судейства, которую Станислав Алексеевич Жук впервые опробовал как раз на льду тверского «Юбилейного». Не скрою, было сложно. Не только как тренеру, но и как судье. Не понимала, как ставить эти компоненты. Только, набравшись опыта, стала понимать, откуда взялись те или иные баллы, «плюсы» и «минусы». С одной стороны, было трудно. Но для меня как тренера набор ребят, которых взяла в 90-е после возвращения в спортивную школу, был довольно успешным. На юношеском первенстве России в Липецке Максим Иванов стал четвертым. По этому поводу президент федерации фигурного катания России Валентин Писеев тогда на соревнованиях сказал: «Ну, вот, Тверь уже наступает Москве на пятки». Любовь Федоровна Бабенко, которая на этом первенстве исполняла обязанности секретаря, расцвела, услышав такие слова. В 2000 году мой ученик Роман Заруцкий вошел в число призеров первенства России, завоевал бронзовую медаль по спецпрограмме. Вскоре после этого он перешел в Питер на парное катание. Позднее мама Заруцкого меня специально нашла, чтобы передать благодарность от нового тренера Романа за хорошую базовую подготовку, за то, что его не пришлось переучивать. Как вы знаете, переучивать всегда намного тяжелее, чем учить чем-то новому.

«Тверь наступает Москве на пятки»: Светлана Новожилова рассказала о шипах и розах карьеры тренера по фигурному катанию

– После перехода Романа Заруцкого в Санкт-Петербург и вы ушли из спортивной школы…

– В 2000 году ушла работать в университет. Но в 2004-м опять же Любовь Федоровна Бабенко меня вернула. К тому времени я получала второе высшее образование по специальности «Социальный психолог», и решила, что мне будет легче совмещать учебу и тренерскую работу. В итоге проработала в школе еще 15 лет.

«Когда на всероссийском турнире в Перми Аня заняла первое место и выполнила норматив мастера, чувствовала гордость»

– В целом вы отдали тверской школе фигурного катания 30 лет. Поэтому показателю – рекордсмен среди всех местных тренеров. За всё это время, какой  период работы для вас стал самым счастливым и успешным?

– Как тренер я вырастила четыре поколения тверских фигуристов, в том числе два полных поколения, с 4 до 18 лет. Как отмечала, успешным был набор 90-х. Кроме Заруцкого и Иванова, можно вспомнить брата и сестру Каповых, которые выступали на этапах Кубка России и входили в ТОП-10. Последний набор – Жосу, Крицкая, Есикова, Степанова и другие  – тоже были хорошие девочки. Но так получилось, что за свою карьеру воспитала только одного мастера спорта – Аню Кулакову. Она у меня занималась с четырех лет и до окончания спортивной карьеры. И вот, когда на всероссийском турнире в Перми Аня заняла первое место и выполнила норматив мастера, а позднее получила соответствующие удостоверение и значок, конечно, чувствовала гордость и за свою воспитанницу и за проделанную работу.

«Тверь наступает Москве на пятки»: Светлана Новожилова рассказала о шипах и розах карьеры тренера по фигурному катанию

Как думаете, почему Кулаковой удалось стать мастером спорта? Это талант, упорство, труд?

– Если взять Заруцкого, у него были природные данные: очень хорошая была вкручиваемость. От тренера требовалось только направлять его – и всё. Аня же была трудоголик, могла тренироваться практически круглые сутки. Вот такая трудяга. Этим она и взяла.

«Видимо, танцы, как и театр, школе оказались не нужны»

«Тверь наступает Москве на пятки»: Светлана Новожилова рассказала о шипах и розах карьеры тренера по фигурному катанию

– В историю тверской школы фигурного катания вы вошли еще и как создатель первого в регионе театра на льду. Многие жители Твери еще помнят ваши представления на аренах  «Юбилейного» и «Орбиты».

– Этот театр начался примерно в 2010 году с представлений, которые мы с моими воспитанниками готовили специально для ветеранов к 9 Мая. Потом моя ученица Марьяна Селищева, которая смогла реализовать себя на довольно высоком уровне в танцах на льду, стала мне потихоньку помогать как ледовый хореограф – ставила программы для учеников. Вместе с ней мы и поставили к Новому году наш первый спектакль на льду «Морозко». Потом уже вместе со школой поставили второй более массовый и масштабный спектакль «Щелкунчик». Правда, мне совершенно не нравилось, как другие тренеры преподносили своим воспитанникам наш проект: не умеешь кататься, тогда твое место в театре. На самом деле, я на личном опыте убедилась, что одно другому только в плюс. Приведу один пример, у меня была талантливая воспитанница Снежана Жосу. На тренировках она делала буквально всё, а на соревнованиях практически всё срывала. При этом на театральных представлениях, без соревновательного адреналина, выступала идеально. Вот я и провела с ней психологическую работу. Говорю: «Смотри, во время наших шоу ты без разминки исполняешь все двойные прыжки на глазах у заполненных трибун и не тушуешься! Постарайся также на соревнованиях кататься не для себя, а для зрителей!». В итоге театральный опыт Снежане сильно помог. Она стала призером и победительницей первенств области и выполнила разряд кандидата в мастера спорта.

«Тверь наступает Москве на пятки»: Светлана Новожилова рассказала о шипах и розах карьеры тренера по фигурному катанию

– Театр при СШОР по ледовым видам спорта просуществовал пять – шесть лет…

– Но в итоге стал не нужен руководству школы… Да и Марьяна Селищева уехала из Твери, и мне стало трудно одной  тянуть этот проект.

– Кстати, почему Марьяна Селищева уехала из Твери, ведь в родном городе она начала очень активно и успешно впервые за всю историю развивать танцы на льду. Когда спрашивал об этом у прежнего руководства школы, отвечали, что по личным обстоятельствам, точнее, из-за декрета.

– Декрет здесь ни при чем. Когда Марьяна родила еще  первого ребенка, то с грудничком ездила со мной на сборы в качества второго тренера. Она в декрете не сидела, сразу стала работать. Но, видимо, танцы, как и театр, школе оказались не нужны. Марьяне и ее ученикам выделяли для тренировок время в шесть – семь часов утра. Кто сможет долгое время работать в таких условиях?! Вот она и уехала. Сейчас работает тренером по танцам на льду в Сочи и выступает в шоу Навки. Марьяна очень хороший специалист по скольжению и профессиональный хореограф. Конечно, жаль, что ее опыт оказался не востребован в родном городе. Но мы с ней на связи, она по-прежнему мне помогает советами и консультациями.

«Тверь наступает Москве на пятки»: Светлана Новожилова рассказала о шипах и розах карьеры тренера по фигурному катанию

«Говорили: «Новожилова купила всех судей!»

– Когда вы начинали свою тренерскую карьеру, в Твери была одна арена с искусственным льдом, сейчас таких катков пять. Можно сказать, что заметно улучшились и условия для занятий фигурным катанием в нашем городе?

– Я бы не сказала, что улучшились. Вот если бы при каждом катке была своя школа фигурного катания, свой тренерский штат и свои воспитанники… Вот тогда бы была сильная здоровая конкуренция, соответственно выросли и результаты. Тогда пришли бы и новые тренера, а вместе с ними появилось бы  новое вдохновение.

– Вы же помните, как прежние руководители федерации фигурного катания Тверской области супруги Кобцевы пытались создать такую конкуренцию и привезти в Тверь школу Алексея Мишину и Софью Федченко с Алиной Горбачевой. Почему, например, такой креативный и молодой тренер, как Федченко не задержалась в Твери?

– Конечно, здесь были и косые взгляды. Но,  думаю, она бы это пережила. Но мне кажется, когда человек привык работать на себя, в бюджетном учреждении он работать уже не будет. Насколько знаю, Софье предложили набрать группу новичков и заниматься не только с Алиной и  тремя-четырьмя способными фигуристами, но также еще с малышами. Но она отказалась.

Кроме тренерской деятельности, вы серьезно занимались и судейством. Были главным судьей многих соревнованиях. Как относитесь к практике, когда в роли арбитров выступают тренеры, в том числе тех детей, которые выступают на этих же стартах?

– Негативно. Например, когда оказывалась в такой ситуации, то всегда засуживала своих учеников. И всегда им говорила: «Будете от меня получать хорошие оценки, когда на две головы станете лучше соперников». В любом случае очень сложно оставаться объективным и беспристрастным, когда выступают свои дети. Но понятно, что такая негативная практика происходит не от хорошей жизни. Приглашенным судьям надо оплатить питание, проживание, зарплату. Бюджетных денег на всё это явно недостаточно. Где взять средства? Из заявочных взносов. Но сейчас и наш Президент говорит, что нельзя брать деньги с детей за участие в соревнованиях. Вот и приходится экономить. Добавлю, что в моей практике были случаи, когда я была главным судьей, а выступления фигуристов оценивали только приглашенные арбитры – ни одного тверского. И что вы думаете, некоторые родители все равно не были довольны оценками, говорили: «Новожилова купила всех судей!». На всех не угодишь.

«Это, наверное, самое ценное в тренерской профессии, когда ученики не забывают своего наставника»

«Тверь наступает Москве на пятки»: Светлана Новожилова рассказала о шипах и розах карьеры тренера по фигурному катанию

– Светлана Геннадьевна, положа руку на сердце, не жалеете, что после окончания вуза не вернулись в родной Челябинск?

– Нет. Трудно приходилось. Не очень все было гладко. Очень много пришлось преодолевать. Но может быть это меня как-то и закалило. Создалась семья, появилось свое гнездышко…

– И плеяда благодарных учеников…

– Да. Это, наверное, самое ценное в тренерской профессии, когда ученики не забывают своего наставника и благодарят за труд, в них вложенный, за внимание и заботу. Мне с этим повезло. До сих пор многие ученики звонят, поздравляют с праздниками, на день рождения приходят в гости.

«Тверь наступает Москве на пятки»: Светлана Новожилова рассказала о шипах и розах карьеры тренера по фигурному катанию

На новогоднем празднике в Центре спортивной подготовки “Колибри”

 

– Сейчас вы продолжаете заниматься своим любимым фигурным катанием, но уже в Центре спортивной подготовки «Колибри».

– И знаете, я счастлива. В нашем Центре очень хорошая обстановка. На работу каждый день иду с легким сердцем и светлой душой. И как старший тренер стараюсь донести до наших наставников, что очень важно сразу правильно научить, чтобы потом не пришлось переучивать. Надо прислушиваться друг к другу, не тянуть одеяло на себя, не выпендриваться и работать сообща. В наше время можно работать только бригадным методом. Только тогда будет результат.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

29
0

Сделать «Tverisport» основным источником новостей в Яндекс

ОБСУЖДЕНИЕ

Для комментирования Вам необходимо .