Александр Фигуров: «Я влюбился в академическую греблю по фотографии отца»

Александр Фигуров: «Я влюбился в академическую греблю по фотографии отца»
Текст: Андрей Крылов

Гостем редакции Tverisport.ru стал один из трех первых тверских призеров регаты Афанасия Никитина.

6 – 7 мая Тверь принимает 55-е всероссийские соревнования по гребному спорту «Регата памяти тверского купца Афанасия Никитина». Первый старт этого старейшего в регионе спортивного мероприятия состоялся весной 1968 года и собрал в акватории Волги семь команд сильнейших гребцов-академиков из республиканских спортивных обществ «Динамо», «Спартак», «Буревестник», «Зенит», «Труд» и Советской Армии. Таким образом при содействии председателям Калининского областного совета Союза спортивных обществ и организаций Николая Соловьева было реализовано предложение председателя Всероссийской федерации академической гребли Николая Меркина проводить в Калинине (так тогда называлась Тверь) регату по академической гребле, которая бы стала открытием сезона в РСФСР и посвятить ее памяти легендарного купца Афанасия Никитина. Из местных гребцов-академиков в финал первой регаты смогли пробиться лишь два экипажа – одиночка Миронова и двойка без рулевого Кириллова и Фигурова. И в решающем заезде калининская двойка смогла завоевать серебряные медали.

Александр Фигуров: «Я влюбился в академическую греблю по фотографии отца»

Мне было 22 года. Я был, что называется, в самом расцвете сил. И, конечно, испытал тогда невероятную гордость, что смог поддержать престиж калининской гребли на первой регате Афанасия Никитина, – рассказал Tverisport.ru Александр Иванович Фигуров.

По словам нашего собеседника, он влюбился в академическую греблю задолго до того, когда сам взял в руки весла, по снимкам отца – известного советского фотографа ТАСС Ивана Фигурова, который часто публиковался в газете «Красный спорт» (теперь «Советский спорт»). Отец трагически погиб за несколько месяцев до рождения сына. Но Александр Иванович до сих пор бережно хранит о нем память. А в детстве, когда перебирал папины фотографии, его внимание привлек один снимок – словно летящая над водой в пене из брызг академическая восьмерка.

Позднее эта восьмерка словно оживет на глади Волги, где в первой половине 1960 годов тренировался легендарный экипаж калининских гребцов, чемпионов III летней Спартакиады народов СССР, с загребным Игорем Ковальчуком – дядей олимпийского чемпиона по хоккею Ильи Ковальчука.

Александр Фигуров: «Я влюбился в академическую греблю по фотографии отца»

Мальчишкой я часто приходил на Волгу, чтобы полюбоваться полетом этой восьмерки над водой. Особенно запомнились, как Игорь Ковальчук и его партнеры в темноте отрабатывали слаженность гребка по слуху, – вспоминает Фигуров.Поэтому, когда летом  сверстник-сосед позвал его за компанию на тренировку по академической гребле, Александр с радостью побежал на гребную базу – туда, где и сейчас на Борисоглебской пристани располагается государственная СШОР по видам гребли имени олимпийской чемпионки Антонины Серединой.

Александр Фигуров: «Я влюбился в академическую греблю по фотографии отца»

Кстати, с Серединой Фигуров был хорошо знаком лично. Но своим кумиром с детских лет называет трехкратного олимпийского чемпиона по академической гребле Вячеслава Иванова.

– С Вячеславом Николаевичем я познакомился еще в Москве, когда он в 18 лет выиграл свое первое золото Олимпийских игр 1956 года в Мельбурне. В компании мальчишек с нашего двора мы бегали в клуб «Стрелка» на Москве-реке, чтобы лично поздравить чемпиона с этой победой. Мне было десять лет. Но я набрался наглости и попросил Иванова записать меня в секцию гребли, чтобы тренироваться рядом с ним. Но он посоветовал еще подрасти, окрепнуть и тогда приходить. Потом мы с ним встретились лет через десять на Большой Московской регате, на которой я выступал. Самое удивительное, что Иванов меня узнал, вспомнил нашу первую встречу. С тех пор и завязалась наша дружба. Вячеслав Николаевич – редкой души человек, открытый для общения, очень добрый, позитивный и искренний, – поясняет Александр Иванович.

В Калинине Фигуров занимался академической греблей под руководством участника Великой Отечественной войны Георгия Ивановича Сидина.

Александр Фигуров: «Я влюбился в академическую греблю по фотографии отца»

На фронте он потерял правую руку, попал в плен, прошел через ад фашистского концлагеря. После войны вернулся в родной Ленинград, но долго не мог найти работу, пока не устроился тренером в спортивное общество «Спартак». В начале 1960-х Сидин переехал в Калинин, уже воспитав чемпионов Европы, СССР и РСФСР. Узнав, что его новый подопечный Саша Фигуров растет в неполной семье, тренер постарался заменить ему отца и помогал не только в спорте, но и в жизни.Александр Фигуров: «Я влюбился в академическую греблю по фотографии отца»

– В те годы академические суда были в Калинине большой редкостью, и не было особого выбора, тренировались на чем придется. Так я сел в двойку, и получилось, что практически всю спортивную карьеру провел в одной лодке, – отмечает Александр Иванович. – Вот только Георгий Иванович никак не мог подобрать мне достойного партнера. Своего первого серьезного результата добился в 1964 году на Весенней регате в Калинине. Тогда вместе с Михаилом Беляковым мы заняли второе место, уступив лишь мастерам спорта из Казани. Позднее Беляков долгое время работал тренером по академической гребле в родном городе.

Александр Фигуров: «Я влюбился в академическую греблю по фотографии отца»

По воспоминаниям Александра Фигурова, и первая регата Афанасия Никитина в мае 1968 года называлась так: «Весенние соревнования РСФСР на приз Афанасия Никитина».

В 1960-е – 1970 годы гонки академических судов на Волге проходили как большой спортивный праздник. Церемонии открытия и награждения проводились торжественно на пристани у городского сада при большом количестве зрителей. С афишами регаты были расклеены все тумбы в городе. И практически все жители знали, когда можно будет увидеть на Волге заезды гребцов-академиков и приходили за нас болеть. Ход соревнований великолепно комментировал Евгений Лещев. Его голос был хорошо слышен на обоих берегах Волги. И когда он говорил, что экипаж города Калинина в той или иной гонке уступил в борьбе за медали, было слышно, как по берегам прокатывается вздох разочарования зрителей. Зато как радовались калининцы нашим победам! – улыбается Александр Иванович.

Александр Фигуров: «Я влюбился в академическую греблю по фотографии отца»

До 1978 года Фигуров входил в сборную области по академической гребле и регулярно выступал на различных соревнованиях. Но отличие от своего напарника Михаила Белякова не стал тренером. Долгое время работал на Калининском хлопчатобумажном комбинате, несколько лет был директор спорткомплекса «Пролетарка», который принадлежал заводу. Свободное время посвятил увлечению фотографией.

Но, конечно, не забывает и про академическую греблю. Поддерживает связь со своим кумиром детства трехкратным чемпионом Олимпийских игр Вячеславом Ивановым и всегда старается прийти поддержать молодых гребцов на регате памяти Афанасия Никитина.

6
0

Сделать «Tverisport» основным источником новостей в Яндекс

ОБСУЖДЕНИЕ

Для комментирования Вам необходимо .