И больше века длится матч: летопись тверского футбола. Глава I

И больше века длится матч: летопись тверского футбола. Глава I
Текст: Редакция Твериспорт
Фото: Архив Олега Власова

Tverisport.ru начинает серию публикаций, посвященных истории тверского футбола.

Автор летописи Олег Викторович Власов приурочил окончание своего многолетнего труда к тому, что в Тверь возвращается большой футбол. В этом труде собраны воедино и систематизированы отрывочные факты по истории тверского футбола, начиная с 1908 года, а также найденные сведения, ранее нигде не публиковавшиеся.

«Мне хотелось бы рассказать о том, насколько важен для нашего города футбол, – говорит Олег Власов. – Его история наполнена поистине уникальными событиями. Такой историей обладают всего несколько городов России – Москва, Санкт-Петербург и Орехово-Зуево.
Так получилось, что нынешнее поколение болельщиков знает только о «Волге». Да, команда с таким названием уже больше 60 лет представляла Тверь в первенствах страны. Я достаточно подробно рассказывал об истории «Волги» в своих изданных ранее календарях-справочниках. А тем, что было в период с 1908 по 1957 годы, исследовано было недостаточно основательно.
Тем не менее, я благодарен тверским любителям футбола, чья информация была использована мной при работе. Это Олег Кужба, Анатолий Отраднов и Герман Комиссаров».

Тверские крестьяне научились играть в мяч раньше, чем англичане

И больше века длится матч: летопись тверского футбола. Глава I

Точное время появления этого самого популярного сейчас в мире вида спорта в нашей стране не установлено. Известно лишь, что он возник еще в 17-18 веках в деревнях Тверской и Новгородской губерний и назывался «шалыгой». Это была первобытная стадия развития игры, когда две противостоявшие друг другу группы мужиков гонялись за мячом из кожи, набитым тряпьем, шерстью или конским волосом, стараясь загнать этот предмет в «город соперника», обозначавшийся камнями, грудами хвороста, бревнами и т.п. Четких правил, регламентирующих такое занятие, не было: его длительность, размеры игровой площадки, численность участников и свобода их действий не ограничивались. И поэтому игра в шалыгу представляла собой ожесточенную схватку за мяч нескольких десятков игроков, которые не гнушались лупить друг друга по «мордасам» и выходить на поле вдребезги пьяными.

«Тверской кружок велосипедистов, конькобежцев и любителей спортивных игр»

В 90-х годах 19-го века в Твери появились любители велосипеда. Тогда их чаще называли велоциклистами, а борцы за чистоту русского языка – самокатчиками. Кстати, велосипед считается русским изобретением, еще в 1801 году умелец Е.И. Артамонов сконструировал самокат, на котором приехал на коронацию Александра I в Москву, но это изобретение не было востребовано и оказалось вскоре забытым. С конца 19-го века велосипеды ввозились в Россию из Германии, Англии и Франции, что обусловило их дороговизну. Цена двухколесного коня доходила до 150 рублей и равнялась в то время 6-месячному заработку учителя начальных училищ. Поэтому среди тверских велосипедистов, число которых дошло до 40, были в основном люди состоятельные: врачи, офицеры, служащие отделения Госбанка и других учреждений, члены их семей – учащиеся гимназий и реального училища, а также две дамы, одна из которых нередко совершала весьма отдаленные прогулки до села Медное в 30 верстах от Твери. Подобные дальние поездки, видимо, объяснялись тем, что городские мостовые были так плохи, что ездить по ним на велосипеде попросту не представлялось возможным. Подходящим местом для катания на велосипеде могла служить Соборная площадь, но днем здесь было много прохожих, а вечером гуляли коровы.

Просьба неорганизованных любителей разрешить ездить на велосипедах в одном из общественных садов не была удовлетворена городской управой. Тогда один из местных велосипедистов В.Лукашевич по поручению своих товарищей взялся за разработку проекта самокатного общества. В Твери в те годы имелся кружок конькобежцев, однако устава он не имел и нигде не был зарегистрирован. Инициатор самокатного общества с согласия других велосипедистов решил разработать устав Тверского общества велосипедистов и конькобежцев. Устав был обсужден на совместном заседании самокатчиков и конькобежцев и одобрен ими, а 30 марта 1896 года утвержден товарищем министра внутренних дел Долгово-Сабуровым как «Устав Тверского кружка велосипедистов и конькобежцев». Случилось это как раз в год проведения первой Олимпиады.

В распоряжении кружка находились каток (он был устроен на реке Малая Лазурь) и циклодром (прообраз современного велотрека), на которые за определенную плату допускались все желающие. Из сборов за пользование этими спортивными сооружениями, из членских взносов, из пожертвований и поступлений от гонок, состязаний и прочих доходов складывались собственные финансовые средства спортивного общества. В основном их расходовали на приобретение спортивного инвентаря, имущества, на оплату арендных платежей, наем прислуги и т.д. Часть средств в обязательном порядке отчислялась в пользу благотворительных учреждений.

Остается отметить, что деятельность кружка протекала под жестким контролем со стороны губернской администрации. Все публичные соревнования, которые планировались в городе или его окрестностях, каждый раз устраивались с разрешения местного полицейского начальства. Повестка дня общих собраний должна была заблаговременно согласовываться с полицейскими чинами. Тверской губернатор имел право «закрыть кружок всегда, когда это будет принято необходимым по дошедшим до него сведениям о беспорядках в кружке или о нарушении Устава». Члены кружка устраивали прогулки и экскурсии на велосипедах в пригородные зоны, а зимой катания на коньках на устроенном катке.

И больше века длится матч: летопись тверского футбола. Глава I

Популярность объединения тверских велосипедистов и конькобежцев росла год от года, неуклонно увеличивалось число членов клуба. В этом заключалась несомненная заслуга председателя комитета кружка А.Ф.Фюрера, членов комитета – П.П.Федорова, К.А.Санисковского, названного в документах «сыном великобританского подданного», В.И.Жадина, В.В.Туринского и других. В течение многих лет это спортивное общество было ведущим в губернии, и многие виды спорта своим появлением в Твери обязаны активной деятельности именно кружка велосипедистов и конькобежцев.

К примеру, посещаемость катка, принадлежавшего кружку, достигала за сезон 18 тысяч человек – и это при населении города немногим более 60 тысяч жителей. Каждую зиму этот каток устраивался на льду реки Малой Лазури и был оснащен диковинным для тверских обывателей электрическим освещением. По воскресеньям здесь играл духовой оркестр пожарного общества и было много праздно гуляющей публики, которая крайне раздражала конькобежцев. В качестве арендной платы за устройство катка кружок ежегодно вносил в городскую казну 500 рублей. Сумма по тем временам немалая – она красноречиво свидетельствовала о материальных возможностях кружка. Он никак не зависел от финансовой поддержки государства.

В ноябре 1907 года председатель комитета кружка Андрей Францевич Фюрер обратился в канцелярию тверского губернатора с просьбой зарегистрировать измененный устав общества и его новое название «Тверской кружок велосипедистов, конькобежцев и любителей спортивных игр» (ТКВКиЛСИ). Основанием для этого, как указывалось в проекте, послужило то, что отныне организация имела своей целью «способствовать развитию различных видов спорта во всех его разновидностях, как-то: а) теннис, б) испанская лапта, в) бег на лыжах».

3 мая 1908 года Тверское губернское присутствие по делам об обществах утвердило устав с внесенными в него изменениями. Отметим, что футбол и хоккей (с мячом) появились в кружке чуть позже.

Первые тверские футболисты – семинаристы и гимназисты

С футболом тверичане познакомились в 1908 году, когда преподаватель гимнастики Тверского казенного реального училища Федор Антонович Ждановский принес на один из уроков привезенный из Москвы настоящий футбольный мяч. С каким удовольствием после скучных занятий строевой подготовкой и статическими гимнастическими упражнениями гоняли реалисты этот мяч на Соборном плацу на месте нынешнего стадиона «Химик»! К ним охотно присоединились гимназисты, учащиеся городского училища и, как это ни покажется сегодня странным, семинаристы – будущие православные священники, учившиеся в Тверской духовной семинарии (сейчас в этом здании расположилось суворовское училище).

И больше века длится матч: летопись тверского футбола. Глава I

Тверские семинаристы и гимназисты организовали первые команды, которые юридически не были оформлены и поэтому назывались «дикими». Соперников у них не было. Товарищеские матчи семинаристы проводили между собой. На матчи первых футболистов собиралось много любопытных. Правда, есть сведения, что в 1909 году одна из таких «диких» тверских команд каким-то образом добралась до Торжка, где сыграла с местной «Золотой молодежью» (была в то время там команда с таким названием) и проиграла.

Попутно заметим, что с именем Федора Ждановского связан один загадочный эпизод из истории тверского спорта. Летом 1912 года «Тверская газета» сообщила, что «в шведскую столицу Стокгольм на Олимпийские игры выехал из Твери Ф.А.Ждановский». К сожалению, скудность сведений не позволяет нам судить о том, в каком именно качестве присутствовал наш земляк на Олимпиаде: как зритель или как участник? В пользу последнего предположения говорит то обстоятельство, что наибольшие шансы попасть в российскую олимпийскую сборную 1912 года имели преподаватели и воспитанники офицерских фехтовально-гимнасти¬ческих школ. А известно, что Ждановский помимо преподавания гимнастики, руководил занятиями по фехтованию в Тверском кавалерийском юнкерском училище и возглавлял учрежденное при этом военном заведении Тверское гимнастическое общество.

В сентябре 1912 года, согласно приказу тверского вице-губернатора, почетный гражданин Федор Ждановский был определен на службу в губернское правление на должность канцеляр¬ского служителя. Возможно, подобный резкий поворот был своеобразной реакцией Жданов¬ского, глубоко разочарованного плачевными результатами первого для России официального участия в Олимпиаде.

Первая команда

В 1908 году французский служащий химик Морозовской фабрики А.Менеке создал первую в Твери официально организованную футбольную команду, в которой первоначально играли, как ни странно, тверские семинаристы (сегодня в здании Тверской духовной семинарии находится Суворовское военное училище). По инициативе тогдашнего председателя ТКВКиЛСИ Андрея Францевича Фюрера футболисты были зарегистрированы в структуре общества.

Футбольная команда ТКВКиЛСИ тренировалась и проводила игры на ипподроме, расположенном на Желтиковом поле, арендуя его у «Тверского общества поощрения коннозаводства» за 25 рублей при условии, чтобы «игроки отнюдь не мешали работе лошадей». Кстати, тверской ипподром, основанный в 1886 году, был одним из старейших в стране. Поскольку посреди поля проходили дорожки для беговых конных состязаний, ворота были сделаны переносными. Каждый раз футболисты выносили их из сарая и убирали обратно. Из-за отсутствия раздевалок приходилось переодеваться прямо на трибуне.

Кружок выделял для тренировок всего один мяч, а в день устройства соревнований снабжал спортсменов футболками. Трусы, гамаши, бутсы приобретали сами футболисты, а зачастую и форму тоже шили сами, переделывая кальсоны в трусы, что-то отрезали, что-то пришивали… В основном футболистами были учащиеся гимназии и реального училища. В соответствии с уставом ТКВКиЛСИ они не могли состоять действительными членами кружка и уплачивали в его кассу за право играть в футбол по два рубля за сезон. Многие из них, чтобы внести положенный взнос и прикупить недостающий спортивный инвентарь, вынуждены были давать частные уроки.

Первое дерби

Во время летних каникул учащаяся молодежь Твери предпочитала отдыхать на дачах в пригородном местечке Устье у деревни Черногубово, где на заброшенном пустыре, поросшем травой, играла в футбол. Здесь организовалась дачная футбольная команда, которая с 1911 года так и стала называться – «Устье». Именно этот коллектив в 1910 году впервые принимал на своём поле на ипподроме гостей из другого города. Это были футболисты из уездного Торжка. Как-то до Твери дошли слухи, что там тоже появились футболисты. Организатором товарищеской встречи стал студент Московского государственного университета И.И.Грандилевский. Он увлекался велосипедным спортом, довольно распространенным тогда в России, и решил на своей машине добраться до соседей, что и сделал, преодолев более 120 километров.

Местные футболисты согласились на встречу. Причем они не были новичками в этом виде спорта, поскольку торжокский футбол имеет богатейшую и увлекательную историю. Несмотря на поддержку многочисленных тверских жителей, собравшихся на ипподроме на эту игру, первый междугородный матч тверичане проиграли, хотя осенью того же года спортсмены ТКВКиЛСИ взяли реванш, обыграв новоторов со счётом 3:1. За тверскую команду в победном матче выступали: вратарь – М.Флеров; защитники – Б.Алексеев, С.Ваганов, Поплавский, Янчак, Добринов; нападающие М.Доброхотов, Н.Жуков, А.Менеке, Финский и Пентрицкий. За исключением А.Менеке, служащего Морозовской фабрики, все остальные участники команды являлись учащимися гимназии и реального училища.

Как начиналась карьера первого тренера сборной Советского Союза по футболу

После этого последовала серия взаимных визитов футболистов Твери и Торжка. Один из матчей особенно запомнился тверичанам. Одаренный 15-летний тверской гимназист Миша Козлов был введен в состав команды Твери, которая победила футболистов из Торжка со счетом 1:0, а автором единственного гола стал именно он, самый юный футболист матча. Когда закончился матч восторженный горожане (а их собралось на игре небывалое количество – более тысячи человек!) подхватили Мишу и на руках понесли к тому месту за трибуной, где раздевались игроки (о раздевалках тогда и не мечтали). Повсюду только и говорили о талантливом юноше, показавшем не по годам зрелую игру.

– На такого посмотришь и впрямь этот футбол полюбишь! – то и дело слышалось в растекавшейся со стадиона толпе.

Счастливый, ошеломленный почестями, оказанными ему земляками, прибежал Миша домой. Но здесь его ожидало горькое разочарование. В гости к Козловым примчался директор гимназии, где учился Михаил. Глава лучшего в городе учебного заведения был взбешен:

– Это позор, что мой учащийся выступает в таких сомнительных публичных состязаниях! Это же унизительно, поймите! Спорт для себя – пожалуйста! Но представлять себя на людях – это занятие для черни, мой дорогой, тебе понятно?

– Мне очень нравится футбол. И я его никогда не смогу оставить, – ответил юноша, удивив своей дерзостью и директора, и испуганных родителей.

– Не слушайте его. Это мальчишеское легкомыслие, – как бы извиняясь за сына, произнесла мать.

Но жизнь показала, что Миша говорил истинную правду. Увлечение его футболом и хоккеем с мячом (тогда в иной у нас и не играли) не только не проходило, но, наоборот, крепло год от года.

Нам придется забежать немного вперед, чтобы рассказать об очередном этапе жизни Михаила Козлова. С 1910 года “Тверской кружок велосипедистов, конькобежцев и любителей спортивных игр” стал культивировать хоккей с мячом. Начинали играть в хоккей старшие по возрасту члены кружка, не обладавшие ни скоростью, ни ловкостью и проигрывавшие по этой причине своим соперникам с двухзначным счетом. В 1911-1912 годах игрой в хоккей с мячом увлеклись и футболисты ТКВКиЛСИ из числа учащейся молодежи, хорошо стоявшие на коньках и, благодаря футболу, знакомые с тактикой игры в хоккей. В кружке, таким образом, образовались две команды: 1-я (старшая) и 2-я (младшая). Последней скоро представилась возможность доказать свое превосходство. В январе-феврале 1912 года комитет ТКВКиЛСИ организовал междугородные встречи с сильнейшими московскими командами хоккеистов Яхт-клуба, Сокольнического клуба спорта и «Унион». В итоге из четырех игр тверичане выиграли две, причем обе победы одержала 2-я команда кружка.

После этого из состава команды были выведены все старички», кроме 30-летнего М.Галкина, и заменены молодежью. В таком омоложенном составе команда Твери была включена в розыгрыш первенства города Москвы сезона 1913/14 годов по классу «А» (вне конкурса) и по количеству набранных очков заняла первое место. Это был триумф тверских хоккеистов! Один из них – Михаил Козлов – был приглашен в белокаменную, где затем он стал тренером сборной Москвы по хоккею с мячом. Но о том, что сделал он для российского футбола , наш рассказ еще впереди.

Олег ВЛАСОВ

Продолжение следует

17
0

Сделать «Tverisport» основным источником новостей в Яндекс

ОБСУЖДЕНИЕ

Для комментирования Вам необходимо .