Роман Славиковский: «Когда сообщили, чтобы готовился ехать в США на чемпионат мира, побежал в спортзал тягать штангу»
Тверской арбитр получил медаль за работу на юниорском первенстве планеты по хоккею.
Тверская судейская хоккейная школа за последнее время воспитала очень много арбитров КХЛ, ВХЛ, МХЛ и НМХЛ. Среди известных в мире главных хоккейных судей, которые имеют лицензию ИИХФ (Международная федерация хоккея на льду) – Евгений Ромасько и Сергей Кулаков, о которых тверские болельщики наслышаны. Но в этом сезоне в Твери появился и линейный судья с лицензией ИИХФ, который в конце апреля – начале мая отсудил игры юниорского чемпионата мира до 18 лет в Техасе (США). Это Роман Славиковский. После возвращения из США он ответил на наши вопросы.
– Роман, кто привел вас в хоккей и в каком возрасте?
– Мне было семь лет. Так получилось, что мы с мамой пришли на хоккей. Это был матч нашего знаменитого ТХК, уже не помню с кем они играли. После захватывающей и увлекательной игры, под шум трибун я и сказал маме, что сам хочу взять клюшку в руки и встать на коньки, и так совпало, что после этого матча была тренировка моих сверстников, ребят 1992 года рождения. Получается во дворец привела мама, а на лед попросился сам.
– Кто был вашим первым тренером?
– Виктор Николаевич Жуков. Я думаю каждый, кто связан с хоккеем в городе Твери, знает эту фамилию. Да и не только в Твери. Я очень благодарен этому человеку, который дал мне дорогу в хоккейный мир, о котором можно было только мечтать.
– Вы были игроком хоккейного клуба «Тверичи» (Тверь), который выступал в МХЛ-Б (сезон 2012/13 гг.) и стали самым результативным защитником в команде. Но потом резко завершили профессиональную карьеру игрока, и перешли в судейство юношеских и юниорских команд. В чем была причина отложить хоккейную клюшку и взять в руки свисток?
– Да, вы правильно подметили. У меня была неплохая игровая карьера. До «Тверичей» я успел поиграть в ХХ МВД-2 (Балашиха) и «Кристалле» (Саратов). После проведенного сезона 2012/13 за «Тверичей» меня пригласили в РХЛ (первую лига), а именно в «Славутич» (Смоленск). Но, к сожалению, из-за финансовых проблем команда прекратила своё существование, и я перешел в ХК «Тамбов» (Тамбов). После окончания сезона, контракт со мной не был продлен, я остался без вариантов и не знал, что делать. И вот тут принял для себя смелое решение взять в руки свисток и попробовать себя в качестве арбитра. Самое интересное, что это произошло с подачи одного моего знакомого. Я просто увидел его фотографию в интернете в форме судьи, хотя он в прошлом тоже играл в хоккей. И тут подумал: «А чем я хуже?». Вот после этого события я и вышел на лед уже в полосатой майке благодаря нашему заведующему учебной частью родной хоккейной школы Михаилу Владимировичу Ильину, который с удовольствием принял меня в тверской судейский цех.
– Наверняка помните свой первый матч в качестве линейного судьи. Расскажите о нём!
– Это было почти шесть лет назад. Ребята 2000 года рождения играли двухстороннюю игру. Михаил Владимирович Ильин дал мне свисток, судейскую майку, и я в черных спортивных штанах вышел на матч. Главным судьей тогда был Павел Бочков, тоже бывший судья, ныне инспектор на матчах КХЛ и ВХЛ. Конечно, для меня было непривычно … 15 лет держать клюшку в руках, забивать голы, крушить соперников, ложиться под шайбу …, а тут только свисток, но, как тогда мне сказал Павел Бочков, для первого раза я справился, и сказал, что есть перспективы вырасти в хорошего арбитра. Вот получилось так, что мы с ним вместе и дошли до КХЛ с того мачта. Он уже в качестве инспектора, а я в качестве линейного судьи.
– Когда пришло осознание, что судейство – это главное занятие вашей жизни?
– Хороший вопрос. Знаете, наверное это было в прошлом сезоне, когда отработал свой первый сезон в КХЛ. Летом, когда был в отпуске, посидел, подумал, насколько здорово все это! Что жизнь так круто изменилась … Пять лет назад закончил c хоккеем в качестве игрока, почти опустил руки, но вовремя собрался и вернулся в хоккей уже в качестве судьи. Ведь недаром говорят: все что ни делается – все к лучшему! В детстве хотел вырасти и стать как Илья Ковальчук, как и каждый тверской мальчишка, а вырос в судью КХЛ. Еще скажу, это очень непростая работа в качестве психологии. Ведь на судей идет постоянное давление от тренеров, игроков, болельщиков, прессы. Главное, нужно спокойствие, и понимание происходящего.
– Роман, вы очень быстро преодолели рубеж судейства МХЛ – ВХЛ – КХЛ. Как это произошло?
– Да, вы правы, как то это все произошло быстро. Тут сложно ответить, но скажу так: я очень много тренировался, изучал правила, смотрел много хоккея. Только уже стал смотреть не сам хоккей, а работу судей: передвижение по площадке, жесты, удаления, вбрасывания и так далее. На моих первых финальных играх, которые проводились в Хабаровске среди ребят 2001 года рождения, я произвел хорошее впечатление и получил рекомендацию в ВХЛ, после чего меня пригласили на сборы главных и линейных судей. Первый сезон в ВХЛ давался непросто… Высокие скорости, принятие решений, а потом втянулся, вкатился, стал получать хорошие оценки и уже на второй сезон отсудил полуфинал в Высшей хоккейной лиге. После этого получил приглашение в КХЛ.
– Расскажите о том, как вам удалось за три – четыре года получить лицензию ИИХФ на обслуживание международных турниров и на каких крупных соревнованиях работали до юниорского ЧМ-2021 в США?
– Так произошло, что и по той же рекомендации после финальных игр в городе Хабаровске я поехал на свой первый международный турнир «Кубок пяти наций» среди сборных команд игроков до 18 лет в Дмитров. Можно сказать, что это было для меня небольшим авансом. Там были почти все ребята, которые уже работали в ВХЛ. Но я не ударил в грязь лицом и хорошо отработал данный турнир, и уже далее получил следующий вызов на «Кубок четырех наций» в Балашиху среди сборных команд юниоров до 20 лет. Через год получил приглашение на Зимнюю универсиаду-2019 в Красноярск. Это уже был новый этап и вызов для меня. Например, работа с иностранными судьями. До этого работал только с российскими арбитрами. Конечно важно знать английский язык, чтобы двигаться вперед по международной лестнице. Общение с игроками, тренерами, коллегами. Благо, я изучал английский в школе и институте, поэтому особых проблем с этим не возникло.
– Как узнали, что будете работать на юношеском чемпионате мира в США для игроков до 18 лет?
– После успешной работы на Зимней универсиаде-2019 я попал в список на присвоение лицензии «А», самой высшей для арбитров в Международной федерации хоккея. Через некоторое время ее одобрили, и в прошлом году я получил вызов на юниорский чемпионат мира в США. Но его отменили из за пандемии. Конечно, расстроился, но такова была ситуация в мире из-за короновируса, что отменили все соревнования. В этом непростом сезоне тоже особо ничего не намечалось, почти все международные турниры перенесли или отменили. Но тут в начале апреля раздался звонок из Федерации хоккея России, и мне сказали: «Роман, готовься ехать в США на юниорский чемпионат мира!». Это стало полной неожиданностью, я очень обрадовался и с улыбкой до ушей побежал в спортзал тягать штангу.
– Сколько игр руководство ИИХФ доверило вам обслуживать на чемпионате мира в США и какая из них запомнилась больше всего?
– Я отработал шесть игр. Для меня самым запоминающимся стал матч за бронзовые медали между сборными командами Швеции и Финляндии. Конечно, хотелось бы поработать и в финале за первое место, но там играла наша сборная, а по правилам Международной федерации хоккея судьи не могут работать на матчах своей страны. Но и отработать в «бронзовой» игре было для меня успехом. После игры всей судейской бригаде вручили памятные награды от ИИХФ за работу на матче за третье место.
– В юниорском хоккее игроки много двигаются, часто теряют шайбу, хоккей «веселый». На таких матчах труднее работать?
– Я бы не сказал, что труднее. Здесь, скорее, не знаешь, чего ожидать от игроков, куда они поедут, куда отдадут передачу, куда бросят (иногда и в тебя). Все-таки парни молодые, амбициозные, заводные. В КХЛ уже играют состоявшиеся мастера, а здесь ребята только начинают свой путь. Достаточно одной-двух игр, чтобы привыкнуть к юниорскому хоккею после матчей в КХЛ.
– Расскажите о вашем проживании, питании и других бытовых условиях в США во время чемпионата мира? Была ли возможность посмотреть город?
– Условия были непростыми из-за пандемии. Мы жили по одному в номере, первые три дня вообще сидели каждый в своем номере, и нам нельзя было выходить, даже еду оставляли под дверью. На четвертый день нас все-таки выпустили, но мы соблюдали дистанцию, питались в ресторане группами, в отеле кроме нас никого не было. Можно было выходить только на парковку, подышать воздухом, но за территорию отеля нельзя, только во дворец на игру. Все было действительно строго. Да, конечно, это было непривычно, но все понимали ситуацию и постепенно вошли в данный ритм. Город естественно посмотреть не удалось. Кроме тренировочного дворца команды НХЛ «Даллас Старз» и аэропорта, ничего больше не увидел.
– Что нового открыли для себя в плане судейства?
– Несколько интересных моментов и фишек от иностранных судей, которые мне могут пригодиться в будущем. Это сложно рассказать, но скажу так, что я увидел, как они работают в своих лигах, например в США (AHL) или в той же Швеции (SHL) и что-то взял для себя. Плюс много что рассказывали и подсказывали наши супервайзеры (это так называют инспекторов в Международной федерации хоккея).
– Наверняка, в будущем хочется дорасти до главного судьи?
– Мне бы хотелось идти вперед по карьерной лестнице в качестве линейного арбитра с целью отработать на взрослом чемпионате мира, а быть может на Олимпийских играх. Ведь в профессиональном хоккее сейчас очень ценятся габаритные линейные арбитры. А у меня рост 202 сантиметра и вес 102 килограмма (Роман Славиковский является самым высоким арбитром в КХЛ – В.Р.). А если ты еще и профессионально играл в хоккей – это очень большой плюс! Поэтому я пока даже не задумывался о том, есть ли цель стать главным арбитром. Как говорится: поживем – увидим.
– Обслуживая очень много игр в ходе сезона, надо находить свободное время от основной работы. Как выходите из этого положения?
– В этом плане да, есть свои трудности. У нас много разъездов, перелетов. Но могу сказать, что я уже привык к такому ритму. Когда долго не бываешь дома, мы можем сходить в кино вместе с коллегами в другом городе, иногда просто погулять по Невскому проспекту в Санкт-Петербурге и тому подобное. А когда приезжаю домой, то обязательно иду в баню вместе с друзьями и товарищами. Плюс еще в том, что летом мы отдыхаем полтора месяца, как и хоккеисты в межсезонье. Есть возможность слегка передохнуть от работы, рвануть куда-нибудь на море, а потом снова в зал и на лед, готовиться к ежегодным судейским сборам, которые проводятся в конце июля, где мы сдаем много различных нормативов, тем самым подтверждая свою готовность к сезону! В общем, жизнь кипит и скучать не приходиться!
Владислав РОЖКОВ специально для Tverisport.ru
Сделать «Tverisport» основным источником новостей в Яндекс
ОБСУЖДЕНИЕ Войти