Наталья Непряева о лыжах, кино и свадьбе
В большом интервью Tverisport.ru лидер женской сборной России рассказала об операции на руке и снятой маске, церемонии бракосочетания гения и песнях Михаила Круга, а также о ремонте в тверской квартире.
– Наталья, поставь свою оценку прошедшему сезону.
– В плане результатов – не больше тройки. Да и эту оценку вытянули буквально две-три гонки за сезон. Что касается всех остальных стартов, то я не удовлетворена результатом. Очень много сбоев, много ошибок. Не было такого, чтобы я ровно тренировалась летом, а сбои пошли зимой. Если быть точнее, то карантин значительно повлиял на подготовку: отменились первые сборы, а дома, еще и с учетом ограничений, невозможно тренироваться так, как требуется. Какие-то моменты начали накапливаться, и в итоге превратились в снежный ком, который обернулся неудовлетворительным для меня результатом. Надеюсь, что этот год стал, прежде всего, для меня поводом сделать серьезную работу над ошибками у себя в голове. И мы разговаривали на эту тему с Юрием Викторовичем (Бородавко – Ред.), он сказал, что в свою очередь будет менять для меня что-то в подготовке. И я буду менять подход и отношение к тренировочному процессу. Надеюсь, что это сработает на результат.
– К двум-трем удачным гонкам относится и эстафетное серебро на чемпионате мира?
– В том числе, но если брать мой личный результат в этой эстафете, то я не могу сказать, что совершила нечто героическое. Это, разумеется, командная гонка, и каждый должен отдавать свой максимум, как и в индивидуальных. Признаюсь, по самочувствию мне не понравилась, как прошла работа.
Рука – мой крест
– Твою руку – перелом, операция, восстановление – можно назвать символом сезона?
– Нет, это крест этого сезона (улыбается). Одним падением я себе заработала проблемы на полгода. Была операция, вставили пластины и шурупы, с которыми я проходила три месяца. Буквально пару недель назад мне всё это хозяйство вынимали, сейчас еще месяц точно на реабилитацию. Пока еще рука не функционирует так, как должна.
– Злилась сама на себя?
– А на кого мне еще злиться? Так случилось, со всеми бывает.
– Лыжные гонки можно назвать травмоопасным видом?
– Конечно! Бывают очень опасные трассы. И очень опасная погода случается, когда ледяные виражи на спусках.
– Кто-то из лыжников, с которыми знакома, сталкивался с переломом руки?
– Денис Спицов.
– Перелом стал неким водоразделом – Непряева до и после?
– Это был какой-то мотивационный толчок – пора взяться за голову. И продолжать работать несмотря ни на что. Сразу после падения сняла перчатку, и даже мне, человеку без медицинского образования, сразу стало понятно, что это перелом. Когда ехала в больницу в Фалуне мысленно уже решила – ну всё, сезон закончила. Но важным оказалась мгновенная реакция Елены Валерьевны (Вяльбе – Ред.) и Юрия Викторовича, которые взяли ситуацию под жесткий контроль: так, сейчас же летишь на операцию, на следующий день возвращаешься на сбор, никаких соплей, никаких поездок домой. Я только кивать успевала: да-да-да, хорошо. И как-то всё прошло, что я сразу продолжила работать. Первую неделю без лыж, ходьба, потом кроссики побегала, каталась две недели без палок, после уже с одной палкой. Как-то так. И мотивация появилась сумасшедшая – я должна бежать на чемпионате мира, бороться.
Надо носить маску
– Был эпизод в этом сезоне, когда тебя из-за отсутствия маски на лице грозились снять с соревнований. Это реально было так или медиа перестарались?
– Очень раздули эту ситуацию. Можно даже сказать, из ничего. Была одна-единственная фотография, где мы с Юлей (Ступак – Ред.) стояли в финишной зоне вдвоем на значительном расстоянии от других и сняли буквально на полминуты маски для фотографов. Вот из этого раздули что-то невообразимое, по сути, высосали из пальца сенсацию.
– Пандемия серьезно ударила по спорту?
– Ограничения, конечно, мешают. Все-таки мы занимаемся не в зале, а на свежем воздухе. И если тебе нельзя выходить из дома, как тренироваться?
– Какие уроки ты лично извлекла из этой ситуации, связанной с коронавирусом?
– Надо носить маску! (Смеется.)
Не до пляжа
– Чем заполнила небольшой отпуск после окончания сезона?
– Делами. Было очень много встреч, собраний, мероприятий с детьми, переговоров с представителями власти и спонсорами. Но для меня это тоже в своем роде отдых. Все-таки переключаешься со спортивного режима – тренировка, обед, сон, тренировка – на более деловую жизнь. И это, я вам скажу, довольно тяжело. Крутишься как белка в колесе. На самом деле уже хочется уехать на сбор и опять стать спортсменом, у которого тренировка, обед, сон, тренировка.
– Если не ошибаюсь, раньше ты любила теплые моря и пляж…
– Я и сейчас, как и все, очень люблю море. Но в последние годы действительно не получается съездить на побережье, чтобы просто отдохнуть, не хватает времени. В том году – по понятным причинам. А в этом было много дел, еще и операция, поэтому физические не смогла выделить время на поездку.
Постараюсь стать «машиной»
– Лыжница Непряева и человек Непряева – это разные личности?
– Нет.
– То есть, как и на лыжне, ты по жизни такая несгибаемая, жесткая, не дающая волю эмоциям? Или все-таки иногда…
– Это зависит от ситуации. Да и на лыжне всё зависит от ситуации. Бывают моменты, когда и меня где-нибудь зажмут и подрежут. Нет такого, что я как танк.
– При этом часто приходилось встречать в прессе и в социальных сетях: «Непряева – машина». Ты согласна с этим?
– В хорошей своей спортивной форме, наверное, да.
– В этом сезоне ты не была «машиной»?
– Нет (улыбается). В следующем сезоне постараюсь ей стать!
Вяльбе, Чепалова и Ковальчик
– Смотрела фильм «Белый снег»?
– Да. Мы смотрели в Оберстдорфе на чемпионате мира. Нам Елена Валерьевна устроила кинопоказ в гостинице в большом зале на большом экране. Понравился. Интересно.
– Когда выступала Вяльбе, ты еще не родилась, а во время чемпионата мира в Тронхейме в 1997-м тебе было два годика. А вот когда ты стала заниматься лыжами, в подростковом возрасте кто был твоим кумиром?
– Сначала Юлия Чепалова, а потом – Юстина Ковальчик. Это две спортсменки, за которых я с детства сильно болела и переживала.
– Позже тебе удалось с ними познакомиться?
– С Юстиной мы очень хорошо общаемся. Когда пересекаемся на сборах, я считаю, у нас с ней очень хорошие отношения сложились. Что касается Юлии Чепаловой… Все-таки она меня старше. У нас были личные встречи, но такого раскрепощенного общения все-таки не было.
– То есть до сих пор относишься к Чепаловой с придыханием, как к кумиру?
– Конечно!
– А с Ковальчик – более-менее на равных…
– Наверное, да.
– Если предположить, что когда-то появится художественный фильм о тебе, кто бы смог сыграть Наталью Непряеву, кому бы точно доверилась?
– Сестре. Актриса еще та! (Смеется).
– В последнее время какой фильм смотрела и какой понравился?
– На самом деле я очень редко смотрю фильмы, чаще – сериалы.
– «Игра престолов» нравится?
– Кстати, этот сериал я пропустила. Очень понравился «Ход королевы» – это один из последних, который смотрела, до этого – «Бумажный дом». А в кинотеатре была еще до пандемии. В основном фильмы смотрю на телефоне. В свободное время на сборах это очень удобно.
Большунов – гений
– На свадьбу Большунова и Жеребятьевой тебя пригласили?
– Да.
– Шикарная свадьба?
– Шикарная. Действительно, всё было очень красиво. Надо отдать должное Ане, уже теперь Большуновой, в этом плане у нее хороший вкус. Мне понравилось, как всё было организовано.
– Что подарила молодоженам?
– Деньги. Не стала оригинальничать.
– Минувший сезон с полным правом можно назвать именем Большунова. Как думаешь, он – гений?
– Да, безусловно. Но помимо того, что он гений, он еще и огромный трудоголик. И в совокупности это и выливается в то, кем он стал.
– Тренироваться рядом с ним – удача для тебя или просто стечение обстоятельств?
– Хорошо, когда в команде есть такой пример, это само по себе сильно мотивирует. Когда хочешь закончить тренировку, а тут видишь, что он уходит на новый круг. Вот и думаешь, что и самой еще надо продолжить.
Было бы интересно пострелять из винтовки
– В минувшем зимнем сезоне было очень много сравнений между лыжами и биатлоном. Ты это почувствовала?
– Всегда есть такое сравнение. И всегда раздражает, когда путают лыжи и биатлон. Это абсолютно разные виды спорта.
– На твой взгляд, что сейчас популярнее в нашей стране: лыжные гонки или биатлон?
– По моим ощущениям, сейчас во многом благодаря Саше Большунову мы уже не отстаем от биатлона.
– Сама пробовала стрелять из винтовки?
– Нет. Ни разу.
– Не хотелось или не пробовала?
– Конечно, мне было бы интересно пострелять. Но как-то не приходилось.
– Как думаешь, почему биатлон все-таки популярнее лыжных гонок?
– Просто более раскрученный.
– А самый раскрученный – футбол. Для тебя это тоже спорт № 1?
– Для меня явно нет.
– То есть совсем не следишь за футболом.
– За футболом – нет. Хотя раньше был момент, когда мне действительно нравилось, то есть я могла смотреть, и мне было интересно. Сейчас как-то уже нет.
– Какой вид спорта для тебя стоит на втором месте после лыжных гонок?
– Биатлон. Иногда нравится смотреть хоккей. Я не фанатка. Но иногда могу посмотреть.
Тверские звезды
– Кстати общаешься с кем-то из тверских спортсменов, достигших хорошего уровня? Ильей Первухиным, Ильей Ковальчуком, Дарьей Клишиной.
– Нет. Мы даже как-то и не пересекались ни разу.
– А с кем бы тебе было интересно пообщаться?
– Со всеми. Это спортсмены мирового уровня и у каждого свое видение, свое мировоззрение, свои интересы, свой вид спорта. Было бы интересно пообщаться с каждым.
Буду догонять того парня
– Наталья, у меня сложилось впечатление, что в минувшем сезоне ты совсем забросила свои соцсети. Это так или мне показалось?
– Нет, не показалось. Действительно очень мало выставляла постов, потому что не было желания что-то вести. Но сейчас буду стараться выкладывать больше. Но не в ущерб тренировкам.
– В сборной не просят для поднятия медийности активнее вести соцсети?
– Нет, в сборной однозначно не просят. Елена Валерьевна, наоборот, противница соцсетей. Особенно когда это идет во вред режиму, тренировкам. В принципе этого больше требуют спонсоры.
– Какие приложения самые популярные у тебя в телефоне?
– В первую очередь WhatsApp, Instagram, TikTok. Что еще? Музыкальные приложения – и всё, пожалуй.
– В плейлисте есть Михаил Круг?
– Да. «Владимирский централ» и некоторые другие песни.
– Скучаешь по Твери?
– Разумеется! Больше скучаю по семье, по родным и близким людям, но, конечно, и по самому городу.
– А в Архангельске ты уже стала популярной?
– Не знаю. Давно там не была. С прошлого года. Но, думаю, да. Конечно, есть там один парень, который меня затмевает. Немного. (Смеется.) Но в общем буду стараться не отставать от него.
За восемь месяцев до Пекина
– Через восемь месяцев состоится открытие Олимпиады в Пекине. Твои мысли сейчас только об этом?
– Это кажется – еще восемь месяцев. А для спортсмена, который готовится к этому старту, времени катастрофически мало. И, конечно, уже сейчас думаешь об этом. Мы будем подводить всю подготовку именно под Олимпиаду. Потому что это все-таки – главный старт четырехлетия.
– Быстро пробежало время от Пхенчхана до Пекина?
– Очень. Еще кажется, что это было буквально вчера, а уже прошло почти четыре года.
– Пекин – необычное место для зимней Олимпиады. Ты вообще видела лыжника-гонщика из Китая?
– Кстати говоря, китайцы в этом плане в последние годы развиваются стремительно. Как бы нас не обогнали. Очень много наших специалистов уезжает в Китай помогать в лыжных гонках. С ними давно работает Никита Крюков. Сейчас Макс Волков, который работал с нами, в этом году тоже уехал в Китай по контракту. На самом деле китайцы очень сильно готовятся к домашней зимней Олимпиаде, в том числе и в лыжных гонках.
– Но пока на Кубке мира их нет.
– Пока нет. Но у них, насколько я знаю, есть группа лыжников, которая живет и тренируется в Норвегии, то есть идет очень серьезная подготовка. Не удивлюсь, если за год они сильно добавят.
– И снова отсутствие российского флага и гимна на Играх и международных соревнованиях.
– Неприятный момент. Одно дело – ты встаешь на пьедестал, и играет российский гимн. Другое – когда звучит Чайковский или что там утвердили или еще утвердят. Это абсолютные разные вещи и абсолютно разные эмоции. Надеюсь, нам не придется к этому привыкать.
Голые стены
– Когда после Олимпиады в Пхенчхане ты приобрела квартиру в Твери, то говорила, что сделаешь ремонт и пригласишь на новоселье всю женскую сборную России по лыжным гонкам. Было новоселье?
– Больше скажу – я даже не приступала к ремонту. Как купила квартиру, так она до сих пор и стоит с голыми стенами. Не знаю… Пока еще не уверена, что на всю жизнь осяду в Твери.
– Но какой-то повод, чтобы собрать в Твери всю сборную России, может появиться…
– Что это за намеки? (Смеется.)
– Ей богу, ничего такого! Просто на экскурсию?
– Возможно.
Большие планы
– Уже не первый год являешься президентом федерации лыжных гонок Тверской области. Уже свыклась с ролью спортивного функционера?
– Привыкаю, уже вникла во многие вопросы. Почти во все. Но по-прежнему мне помогают и сейчас мы планируем разобраться с парком в Гришкино. Очень хочется построить хороший лыжный стадион и спортивный комплекс, чтобы к нам на сборы могли приезжать лыжники из разных регионов. Лично для меня сделать что-то подобное было бы очень круто. Конечно, хотелось бы, чтобы и в самом городе были созданы трассы для массового катания на лыжах с прокатом инвентаря, с теплым чаем и раздевалками. Все-таки добираться до лыжных баз в Чуприяновку и Гришкино для обычных любителей лыж не очень-то удобно, не наездишься. Так что планов много, надо их реализовывать.
Сделать «Tverisport» основным источником новостей в Яндекс
ОБСУЖДЕНИЕ Войти