Прерванный полет «Сокола». Памяти Виктора Яковлева
Смерть организатора уникального спорткомплекса «Сокол» в Калининском районе Тверской области повергла в шоковое состояние родных, близких, друзей этого удивительного человека.
Обстоятельства, которые привели к трагедии, так до конца и не прояснены: тело со следами ножевых ранений и перерезанными венами было обнаружено 6 июля в двух шагах от спорткомплекса – в частном доме, где жил Виктор Алексеевич…
На девятый день после похорон Яковлева поминали при огромном стечении народа – в «горнице», где он любил принимать гостей за чашкой чая после проведенных в «Соколе» турниров, яблоку было негде упасть. Плечом к плечу на деревянных лавках сидели родные и близкие, друзья по спортивным баталиям, сослуживцы, односельчане.
В углу для хозяина спорткомплекса стояла рюмка с томатным соком – деталь говорящая. Яковлев последние годы был в завязке и болезненно относился к любителям устроить попойки в «Соколе» после городошных сражений или турниров по пяти видам спорта: стрельбе, хоккею, дартсу, стритболу, настольному теннису.
Никто из присутствующих не верил в самоубийство. И я до сих пор не верю в то, что глубоко верующий человек, организатор паломничеств к православным святыням, построивший свои руками чудо-стадион на приусадебном участке для всех желающих, ушел из жизни по своей воле.
«Если полиция не найдет преступников, мы найдем», – говорили близкие Яковлева за поминальным столом.
«Сокол» был для 63-летнего Виктора Алексеевича Яковлева делом всей жизни. На обычном приусадебном участке, где росла картошка, пенсионер из Аввакумовского поселения на свои скромные доходы отгрохал стадион с хоккейной коробкой, площадкой для городков, тиром, баскетбольным щитом, лыжной трассой.
В Тверской области таких объектов нет, да и в России – по пальцам пересчитать. За пять лет существования комплекса Яковлев провел не один десяток соревнования с участием спортсменов из Торжка, Лихославля, Твери, Белого Городка, Кимр.
На турниры в «Сокол» постоянно приезжали дети из суворовского училища, школ областного центра и Калининского района. Здесь в уникальную атмосферу первозданного спорта были вовлечены представители посольства США в России, ветераны хоккея, городошного спорта, журналисты. Яковлев находил добрые слова и мудрые наставления для каждого, его гостеприимство не знало границ.
Виктор Алексеевич мечтал расширить «Сокол» и к пятилетию спорткомплекса в августе нынешнего года устроить большой праздник. Не сложилось. Он всегда жил среди людей и для людей, но в день смерти остался в полном одиночестве.
За пять лет со дня открытия комплекса «Сокол» Яковлев не получил ни копейки из бюджета любого уровня. При колоссальной загрузке этого спортивного объекта сельчанами и горожанами – факт удивительный.
Помогали только друзья. Крайне редко – сельское поселение. Да и то по большей части не финансово, а – организационно. Крутить саморезы на 30-градусном морозе, чтобы укрепить специально построенную для катания детворы трехметровую горку, мог только Яковлев. Подвижник и праведник, без которого не стоит село.
Сейчас в «Соколе» пусто…
После трагической смерти Виктора Алексеевича выяснилось, что половина спорткомплекса построена на его участке – это хоккейный корт и баскетбольная площадка. А другая половина – городошная площадка с тиром и горкой размещена на земле, принадлежащей лесному фонду. Как эту ситуацию будут разруливать сельское поселение и родственники Виктора Алексеевича, пока не ясно. Есть опасение, что «Сокол» закроется и превратится в обычный дачный участок с хозяйственными постройками. И Тверская область потеряет не только профессиональные команды по игровым видам спорта, но и готовый сельский спорткомплекс – детище настоящего энтузиаста физкультуры и здорового образа жизни.
Лучшее, что сейчас могут сделать в память о Викторе Алексеевиче власти всех уровней от поселенческой до областной, – это в правовом поле оформить «Сокол» как действующий спортивный объект поселенческого уровня. Хорошо бы и назвать спорткомплекс именем его основателя – Виктора Алексеевича Яковлева.
Если все это время мы принимали усилия «Алексеича» по пропаганде здорового образа жизни как должное и мало чем помогали, то неужели забудем о нем и после смерти?
По итогам 2014 года Виктор Яковлев попал в финал всероссийского смотра-конкурса среди организаторов физкультурно-спортивной работы в сельской местности. Победителем ему стать не довелось. Премию и первое место поделили учителя физкультуры – Константин Галов из Краснодарского края и кировчанка Галина Елькина. Виктор Алексеевич только рукой махнул, но я видел, что он расстроился.
Любой человек ждет от окружающих не только признания, но и помощи. Желательно ощутимой – и не грамоты от губернатора или приглашения на торжество по случаю дня физкультурника в драмтеатр. Таких бумажек у Яковлева было завались.
Реальной помощи не хватало. А когда ее нет годами – даже железное сердце не выдержит и остановится. Потому что «Алексеич» в отличие от победителей смотра-конкурса не преподавал физкультуру – он ею жил.
Я практически ничего не написал об интереснейшем жизненном пути Виктора Алексеевича – отличного хоккеиста и отменного бегуна, ветерана ГАИ–ГИБДД, но надо ли? Виктор Алексеевич бережно хранил все статьи о «Соколе», он остро чувствовал уходящее время и торопился рассказать журналистам, да и всем желающим побольше о своей жизни в спорте, здоровом образе жизни, физкультуре, православной вере.
Слышал я в исполнении Яковлева и ядреные байки, наполненные колоритом ушедшей в историю эпохи. Расскажу одну, ее Яковлев обожал и рассказывал со вкусом и экспрессией.
Виктор Алексеевич в молодости выступал за хоккейный клуб из Читы и своими глазами видел, как в этот СКА набирали новичков. Приходит к главному тренеру потенциальный новобранец, а «коуч» встречает его за столом в компании своего помощника и начальника команды и говорит:
– Где хочешь покупай поллитровку и чекушку, да побыстрее – через полчаса у нас теоретические занятия.
Новичок мчится в магазин, продавщица встречает его вопросом: «В команду берут?» и ставит на прилавок две бутылки. Хоккеист, позвякивая «стеклом», спешит к тренеру, тот достает свою бутылку и наливает себе и новичку по стакану водки. Выпили, выдохнули, занюхали конфетой. Наставник СКА наполняет второй стакан, но только хоккеисту – себе не наливает. Тот обреченно выпивает и слышит:
– Иди, получай форму.
– А разве вы меня на льду не посмотрите?
– Всё, что надо я видел. Дуй за формой.
– А бутылки-то куда?
– Как куда? Сюда давай! Я же сказал – у нас теоретические занятия, а ты до тренировки свободен.
ОБСУЖДЕНИЕ Войти
Для комментирования Вам необходимо авторизироваться.
НЕ ВЕРИТСЯ,ЧТО УШЁЛ ИЗ ЖИЗНИ ЭТОТ ОПТИМИСТИЧНЫЙ.УМНЫЙ ЧЕЛОВЕК.МНОГО ЛЕТ ЗНАЛА ЕГО РАБОТАЛА ВОД, ТРОЛЛ. и КОГДА САМА УЧИЛА УЧЕНИКОВ,ОН ПРИНИМАЛ ЭКЗАМЕНЫ В ГАИ и В ДАЛЬНЕЙШЕМ ПОСЕЩАЛИ СВЯТЫЕ МЕСТА БЫЛИ НА ЕГО \\ДЕТИЩЕ\\ С О КО Л Е,котором он гордился и с любовью показывал и радовался новым достижениям.НЕ УКЛАДЫВАЕТСЯ В ГОЛОВЕ.ЧТО ЯКОВЛЕВА В.А. БОЛЬШЕ НЕТ. ВЕЧНАЯ ТЕБЕ ПАМЯТЬ ДРУГ.