Шипами по ледяным дорожкам калининского стадиона

Шипами по ледяным дорожкам калининского стадиона
Текст: Владислав Рожков

Город Калинин неоднократно становился свидетелем триумфа советских спортсменов на самых статусных мировых соревнованиях по мотогонкам на льду.

Первый в истории мотогонок на льду командный чемпионат мира состоялся 27 и 28 января 1979 года в Калинине. Город на Волге еще не знал такого наплыва спортивных журналистов. Два дня в областном центре трудились свыше 80 представителей Центрального телевидения и радио, ТАСС, АПН, газет «Советский спорт», «Советская Россия», «Советский патриот», «Правда», «Красная звезда», «Комсомольская правда», многочисленный отряд местных корреспондентов. А также сразу три студии документальных фильмов. Миллионы телезрителей Советского Союза, а также некоторых других государств стали свидетелями событий развернувшихся на стадионе «Центральный» города Калинина. Это сегодня «Центральный» представляет собой унылое зрелище упадка, а еще несколько десятилетий назад – это была арена мирового уровня для проведения соревнований по спидвею и мотогонкам. 

Итак, первый командный чемпионат мира по мотогонкам на льду вызвал небывалый интерес. Стадион, рассчитанный на 25 тысяч зрителей, не смог вместить всех желающих. Толпы людей, не доставших заветного «билетика», два часа не покидали прилегающих к спортивной арене улиц и, слушая доносившийся сюда радиорепортаж, чувствовали себя соучастниками большого праздника.

Идея проведения первого командного чемпионата мира обсуждалась в Каракасе (Венесуэла) на конгрессе ФИМ (Международная мотоциклетная федерация) в 1977 году и получила единогласное одобрение. Спустя год конгресс ФИМ, состоявшийся в польском городе Познани, окончательно уточнил все детали предстоящего чемпионата. К участию допустили команды семи стран: СССР, Австрии, Финляндии, Чехословакии, Швеции, ФРГ и Голландии. Каждая сборная должна состоять из трех спортсменов, принцип гонок – парный (в заезде встречаются две команды, от каждой по два гонщика), причем по усмотрению тренера третий гонщик может заменить своего партнера в любом из заездов. В течение двух дней проводятся 42 заезда, где все команды встречаются между собой по два раза.

Шипами по ледяным дорожкам калининского стадиона

Церемония открытия командного чемпионата мира в Калинине.

Калинин блестяще приготовился к приему гостей. Невозможно назвать всё, что было сделано к началу соревнований, и всех, кто вложил труд и выдумку в подготовку международного турнира. Партийные и советские органы города и области предусмотрели, кажется, каждую мелочь в этой труднейшей и ответственной работе. Необходимо заметить, особенно большая нагрузка легла на коллектив калининской объединенной технической школы ДОСААФ, отвечавшей за организационную и техническую часть соревнований. Уровень подготовки превзошел самые смелые ожидания, это отмечали все, кто побывал на чемпионате в Калинине.

Теперь подробнее о самом турнире. Перед чемпионатом сложную задачу пришлось решать тренерскому штабу сборной СССР: в распоряжении старшего тренера Сергея Старых было не менее десяти кандидатов, подошедших к чемпионату в высокой спортивной форме. В итоге выбор пал на Сергея Тарабанько, Анатолия Бондаренко и Анатолий Гладышева. Первая кандидатура не вызывала сомнений: какой тренер не поставит под знамена сборной четырехкратного чемпиона мира? Двое других зарекомендовали себя на личном чемпионате мира 1978 года, став призерами.

В составах соперников сборной СССР наряду со специалистами зимнего спидвея были гонщики, имеющие большой опыт выступлений на гаревом и 1000-метровом треках, на «кольце». Они, как показывает практика, очень быстро приспосабливаются к ледяной дорожке. Бронзовый призер мирового чемпионата 1977 года Зденек Кудрна из Чехословакии, шведы Конни Самуэльссон и Курт Вестлунд, Леонард Освальд и Ханс Вебер из ФРГ, австрийцы братья Вальтер и Курт Вартбихлеры – эти мастера не нуждались в представлениях.

Все 42 заезда прошли на одном дыхании. Сборная СССР, которая постоянно варьировала состав, с каждым стартом увеличивала преимущество. Но очки давались нелегкой ценой. Не раз хозяевам соревнований приходилось демонстрировать все свое мастерство, хладнокровие и волю, чтобы опередить ушедших вперед соперников. Однажды это не удалось даже сделать Сергею Тарабанько: его атаки на позицию Вальтера Вартбихлера так и остались безуспешными. И все же к середине заездов второго дня команда Советского Союза обеспечила себе досрочную победу в чемпионате. А в итоге она набрала 59 очков, значительно опередив всех соперников.

Шипами по ледяным дорожкам калининского стадиона

Чемпионы мира Анатолий Гладышев, Сергей Тарабанько и Анатолий Бондаренко.

Исключительно острая борьба развернулась за серебряные и бронзовые медали. В первый день команда Чехословакии набрала 21 очко, ФРГ – 20, Австрии – 18 и Швеции – 17. Львиную долю в командные копилки внесли их лидеры – З. Кудрна (14), Л. Освальд (16), В. Вартбихлер (14), К. Самуэльссон (9).

Было ясно, что в заключительный день судьба медалей во многом будет зависеть от поддержки вторых номеров. Такую поддержку получил Кудрна в лице Иржи Иероута, добавившего к очередным 14 очкам Зденека свои весомые семь. А вот Освальду пришлось сражаться практически в одиночку: он сделал все возможное, заработав еще 16 очков, но добавка (3 очка) со стороны Х. Вебера оказалась недостаточной для калининского серебра. Впрочем усилия Леонардо Освальда были не напрасны, он буквально вырвал бронзовые медали у шведов, смело и чисто, обойдя обоих на последнем круге, и в итоге завоевал самые горячие симпатии доброжелательных и объективных зрителей.

Находившиеся на трибунах болельщики ФРГ были поражены поддержкой, которую оказывали их землякам калининские любители спорта. И Леонард действительно ее заслужил. Не пропустив ни одного старта, он набрал наибольшую сумму очков среди всех участников – 32 очка и показал притом красивую и остроумную езду.

Шипами по ледяным дорожкам калининского стадиона

На дистанции К. Самуэльссон (Швеция, №4) и Л. Освальд (ФРГ, №11).

Советская команда, проявив мастерство, вдохновение, коллективизм, завоевала золотые медали. Спортсмены сборной СССР приумножили список побед, достигнутых в международных мотогонках на льду. Этот успех был особенно дорог потому, что прошел в год, когда советский спидвей – летний и зимний – отмечал 20-летие.

Итак, первый командный чемпионат мира по мотогонкам на льду вошел в историю тверского (калининского) спорта.

Благодарность от нескольких десятков советских и международных журналистов за создание пресс-центра чемпионата и обеспечение его работы получили заместитель Калининского облисполкома Валентин Куров, заместитель председателя горисполкома Анатолий Голик, начальник объединенной технической школы ДОСААФ Семен Рускол, а также заведующий отделом спорта газеты «Калининская правда» Борис Спасский.

Год спустя, 24 февраля 1980 года, город Калинин вновь принял сильнейших мотогонщиков мира. На этот раз на стадионе «Центральный» состоялся 15-й личный чемпионат мира по мотогонкам на льду. В финале выступали спортсмены из шести стран: СССР, Австрии, Финляндии, ФРГ, Швеции и Чехословакии. Каждый гонщик провел по десять заездов.

Около сорока тысяч зрителей наблюдали за триумфом сборной СССР. Весь пьедестал почета заняли советские гонщики. Золотую медаль получил Анатолий Бондаренко (29 очков), серебряную Сергей Тарабанько (26 очков), а бронзовую Владимир Сухов (25 очков).

Шипами по ледяным дорожкам калининского стадиона

Чемпионы-1980: Сергей Тарабанько, Анатолий Бондаренко и Владимир Сухов. 

В 1982 году командный чемпионат мира вернулся в Калинин. И вновь сборная СССР поднялась на высшую ступень пьедестала почета. На этот раз золотые медали получили Владимир Любич, Сергей Казаков и Владимир Сухов. Серебряные медали завоевала сборная Чехословакии, а бронзовые сборная Швеции. 

Уже на закате советской эпохи 20 февраля 1988 года в Калинине прошел полуфинал 23-его личного чемпионата мира по мотогонкам на льду. Эти соревнования собрали 18 гонщиков из СССР, Чехословакии, ФРГ, Швеции, Финляндии и Австрии. Они вели борьбу за шесть путевок в финальный турнир, который должен был состояться в голландском городе Эйндховене. Зрители увидели 40 заездов, в которых доминировали советские гонщики. В решающем заезде Виталий Русских оказался сильнее Сергея Иванова и стал победителем турнира.


Автор использовал материалы журнала «За рулем», газеты «Тверская жизнь», Государственного архива Тверской области. Видео – студия телевизионных программ «Акценты» (Тверь).

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

8
0

ОБСУЖДЕНИЕ

Для комментирования Вам необходимо .